Православие

назад               на главную

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Вос­точной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие"(от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Как самостоятельное учение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточ­ную (395 год). Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках. Окончательное отделение от западной церкви произошло в 1054 году.
Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решения семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоан Домаскин, Иоан Златоуст). На долю этих от­цов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство.
Массовое распространение христианства в начале IV века во многом связано с проповедями Ария - пресвитера александрийской церкви. Арий утверждал, что только Бог-Отец есть в строгом смысле истинный Бог, а Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Такое своеобразное "единобожие", несколько упрощенный вариант вероучения быстрее находило отклик. В IV и V веках арианами стали готы, вандалы, свевы, бургунды и другие кочевые народы. Широкое распространение арианства беспокоило византийского императора Константина и побудило его обратиться за помощью к епископам. В 325 году в городе Никее был созван первый Вселенский собор. На нем шла речь об основах православного вероучения, был принят Символ веры, в котором определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца.
Учение Ария, однако, невзирая на решение Собора, продолжало увеличивать число своих сторонников. Тогда в 381 году на втором Вселенском соборе в городе Константинополе ариане были вторично осуждены. Никейский Символ веры был дополнен новыми догматами. Таким образом сформировались основные принципы православия как вероисповедальной системы. Это признание триединого Бога, творца и управителя Вселенной, признание загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.
В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах.
В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа, рожденного "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена не сотворенна, Единосущна Отцу..."
Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.
Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый - о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры - о вере в "Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима..."
В девятом - об отношении к церкви.
В десятом - о таинстве Крещения.
В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене - о жизни вечной.
          В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за её событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.
          Важное место в православии занимают обряды - таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.
В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.
Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.
В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.
В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
          Сейчас в мире насчитывается около 100 миллионов приверженцев православия, связанных общностью вероучения, основных норм церковной жизни и важнейших обрядов.
          Православие изначально не имеет единого центра управления. Эта традиция восходит к первым векам нашей эры, к временам Византийской империи, где было четыре самостоятельных равнозначных религиозных центра. В процессе исторического развития сложилось 15 автокефальных, то есть самостоятельных, самовозглавляемых православных церквей: константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузин­ская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Чешская и Словакская, Американская.
          Кроме того имеется 4 автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция патриарха Московского и всея Руси).
          Самая многочисленная из православных церквей - Русская - занимает пятое место в официальном списке, сразу за древней­шими восточными христианскими церквями. Христианство на Ру­си было учреждено в X веке по византийскому образцу. И так же, как во всем мире, распространялось оно у нас сначала в среде кочевников и торговцев в форме с упрощенной догматикой, а потом утверждалось в сложной иррациональной форме, отработанной семью Вселенскими соборами. Упрощенные формы раннего христианства сохранила "Повесть временных лет", где Бог-Сын не "единосущен", а "подобосущен" (подобен, но не равен) Богу-Отцу.
         Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это только первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XIII века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.  
          Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знамением национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.
           Разгром татаро-монгольского войска Дмитрием Донским не случайно историки связывают с именем Сергия Радонежского.
           После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности, независимости Русской Церкви.
           Патриаршество в России было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.
           Современная структура и организация православной церкви начинается с прихода. Приходы объединяются в округа, а последние в епархии архиереи. Епархиальные архиереи подчинены патриарху. Патриарха избирает пожизненно поместный собор. При патриархе есть совещательный орган - Священный Синод.
           Духовенство в православии делится на белое (женатые священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Епископом может стать только монах. Православная церковь придает большое значение праздникам и постам.
Пост, как правило , предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человече­ской души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре:
перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха.
К ней примыкают двунадесятые праздники – 12 наиболее значительных праздников православия:
Рождество Христово,
Сретение,
Крещение Господне,
Преображение,
Вход Господень в Иерусалим,
Вознесение Господне,
Троица (пятидесятница),
Воздвижение креста Господня,
Благовещение,
Рождество Богородицы,
Введение во храм Богородицы,
Успение Богородицы.
           Таковы в основных чертах история и организация православия.
А. Грибанов
(ж. "Наука и жизнь" №6, 1993г.)
 
 
 
 
Hosted by uCoz