ИЗ ЖИЗНИ МУХАММЕДА
ПОДГОТОВКА К ПРОРОЧЕСКОЙ МИССИИ Сны Мухаммеда. Его припадки. Надежды и разочарования. Как Мухаммед готовился к общению с Богом. Как и где он молился. Помощь верной Хадиджи. Восстановить шаг за шагом весь путь, пройденный Мухаммедом, конечно же невозможно. Вряд ли можно говорить о том, что он осознал связь между усложнением социальной жизни в Мекке и потребностью в новой, более совершенной религии. Хотя атмосфера неудовлетворенности, глухого духовного брожения и ожидания перемен он не мог не чувствовать.
Через несколько лет после женитьбы на Хадидже с Мухаммедом начались странные явления, внешне напоминающие припадки. Вдруг и без всякой видимой причины его тело начинала бить дрожь, как при ознобе, лицо бледнело и покрывалось крупными каплями пота; случались иногда и судороги. При этом Мухаммед не терял сознание, но часто чувствовал невыносимую тоску. Он ложился, с головой закутавшись в плащ, и просил, чтобы на некоторое время его оставили в покое. Сопровождались ли подобные явления слуховыми, зрительными или осязательными галлюцинациями - неизвестно. Сам он не любил касаться этой темы и запретил своим близким приставать к нему с расспросами. Все предложения встревоженной Хадиджи обратиться к врачам или заклинателям он категорически отклонял - очевидно, не считал подобные состояния результатом болезни и отнюдь не был уверен, что причиной их является одержимость злыми духами. Странные сновидения и не менее странные приступы были для Мухаммеда чем-то вроде окна в сверхчувственный мир, окна, прикрытого лишь тонкой завесой. Временами ему казалось: еще одно небольшое усилие - и завеса падет, между ним, Мухаммедом, и сверхчувственным миром установится прямое сообщение, и тогда откроются все тайны бытия. Нужно только еще больше очистить себя от всякой скверны - в том числе и от злобы, зависти, страха, тяги к богатству, еще сосредоточеннее и чистосердечнее молиться, еще глубже уверовать в Бога и полюбить его. Это были минуты подъема и веры в себя. Они проходили, и Мухаммеда охватывало чувство мучительного сомнения и отчаяния, когда цель кажется абсолютно недостижимой и трудно избавиться от подозрения, что в сновидениях и во время приступов он вступает в контакт не с миром добра и света, а с ужасным миром демонов. От таких мыслей его охватывала глубокая тоска, избавиться от которой помогали все те же средства - молитва, созерцание, пост. К идее единого Бога Мухаммед пришел, по-видимому, очень рано - задолго до своей женитьбы. Не обязательно он должен был её заимствовать из христианства, иудаизма или зороастризма. Десятки людей до него и десятки после него додумывались до этой идеи самостоятельно, путем философского анализа. Сама по себе идея единого Бога вряд ли способна произвести в душе человека какие-либо глубокие и решающие перемены, если его не пронизывает ощущение полной конкретности и реалности Бога. По словам верующих, убеждение в полнейшей, не вызывающей никаких сомнений реальности бытия Божия возникает вдруг, неожиданно, как некое озарение. Из людей, не только заслуживающих доверия, но и способных проанализировать и описать подобного рода озарения, можно сослаться на Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Оба были людьми, в той или иной, степени испытавшими колебания от веры к совершенному неверию, почти атеизму, отнюдь не наивными и хорошо знавшими, какие сюрпризы и искажения реальности может подсунуть человеку его разыгравшееся и болезненное воображение. По свидетельству обоих, убеждение в реальном существовании Бога настигает человека (конечно, соответствующим образов воспитанного и настроенного) не в часы лихорадочной и напряженной работы ума, а в минуты свободного размышления, некоторой даже рассеянности и созерцательности. Озарение же, собственно, состоит в том, что человек внезапно, то есть совершенно неожиданно для самого себя вдруг, казалось бы, без всякой причины и толчка извне, всем своим существом начинает чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. От подобного чувства мир сразу же приобретает полноту и законченность, отсутствовавшую в нем ранее гармонию, становится прекрасным, иногда непереносимо прекрасным. От гармонии красоты мира человека охватывает острое ощущение радости и счастья бытия и вместе с тем непоколебимая уверенность в своем личном духовном бессмертии. В такие минуты критический голос рассудка умолкает и человеку кажется, что он не только ощущает бытие Бога как физическую реальность, но и совершенно отчетливо понимает, что иначе и быть не может, что мир без Бога - верх нелепости и логического абсурда, что без Бога мир не просуществовал бы и мгновение. Однако озарение проходит, воспоминание о нем постепенно бледнеет, а разум, со всем его скепсисом, мощно вступает в свои права; и у подавляющего большинства людей, испытавших подобные озарения, скоро от полноты веры не остается и следа, они опускаются на обычный для нормального человека уровень умеренной религиозности, с постоянными колебаниями от веры к неверию. Сходное ощущение счастья Ф. М. Достоевский испытывал, по его словам, и перед началом эпилептического припадка, который как бы являлся непосредственным результатом невозможности для рассудка хотя бы секундой дольше вынести это чрезмерное счастье. По-видимому, индийские йоги путем суровой многолетней тренировки тела и воли достигают способности без заметного вреда для своего здоровья не только произвольно вызывать у себя подобное психическое состояние, но и продлевать его в течении многих часов. Будучи объективными идеалистами, они считают, что в таком состоянии транса человек сливается с Абсолютом и приобретает его качества - всеведение, бессмертие, всемогущество, безграничность в пространстве и времени. Йоги предупреждают новичков, что попытки вызвать у себя состояние транса без достаточной закалки тела и духа могут кончиться помешательством. Если
в минуты озарения ощущение реальности
бытия Бога одновременно
наполняло Мухаммеда чувством
просветленного счастья
и блаженства, то его стремление всеми
способами углубить и
упрочить веру в Бога становится
естественным и понятным. А что
дело обстояло именно так, не может быть
никакого сомнения, и
когда Мухаммед говорил:" Больше всего
на свете я любил женщин и благовония, но
истинное наслаждение находил только в
молитве", - его слова следует
понимать буквально. Не следует видеть в
этом признании попытку в
завуалированной форме оправдать свою
повышенную чувственность, которая, с
точки зрения Мухаммеда, вовсе не
являлась грехом, а потому ни в каком
оправдании не нуждалась.
Когда
Мухаммед проникся твердым намерением
войти в соприкосновение с высшим,
сверхчувственным миром» он использовал
хорошо известные в его время приемы
очищения - десятки и сотни раз
проверенные, подробно разработанные, но
требующие в каждом случае сугубо
индивидуального и творческого
применения. Очищение движений души,
мыслей, слов и поступков: пост, молитва
и созерцание, и, конечно, упорные
размышления о Боге и его сущности. Вообще-то
Мухаммед в обыденной жизни был
рационалистом, он стремился и в
требованиях предъявляемых самому себе,
избегать всякой крайности, определенно
тяготел к умеренности. Объяснение своей
умеренности он находил в убеждении, что
"Бог никогда не возлагает на человека
такую ношу, которую тот не мог бы снести",
что Бог слишком милосерден, чтобы
предъявить к человеку чрезмерные
требования. Этим он резко и с самого
начала отличался от христианских
проповедников, убежденных, что чем
сильнее подавляется "плоть", тем
лучше. Мухаммед
осуждал излишества в еде и всякое
чревоугодие, но одновременно осуждал и
такие ограничения в еде, которые истощают
либо ослабляют человека. Пища, по его
убеждению, должна быть умеренной,
потому что это полезно для души и тела,
для здоровья. Вино, по
наблюдениям Мухаммеда, приносит
человеку и пользу, и вред, но вреда все-таки
больше; поэтому от употребления вина
следует воздерживаться. Чувственное
влечение к женщине само по себе перед
лицом Бога не есть грех; оно становится
грехом, если направлено в неположенную,
не разрешенную сторону. Тогда его надо
всячески подавить, памятуя о том, что
прелюбодеяние - грех, мерзость и гадость,
праведный человек должен испытывать к
нему отвращение. Столь же
строгому контролю подвергал Мухаммед и
возникающие у него намерения и мысли.
Явно греховные он стремился подавить в
себе, решительно осудить. Вся Аравия
издавна чтила поэзию и красноречие, и Мухаммед
прекрасно понимал, какой огромной силой
воздействия обладает слово. Очевидно, он
хорошо знал и то, что каждое высказанное
слово оставляет глубокий след в
сознании говорящего, даже если оно
произнесено невзначай или в шутку, а
потому считал, что "чистота" не
может быть достигнута, если человек не
подвергает строгому и определенному
контролю свою речь. Основное
требование - говорить истину, быть
правдивым. Такие речи полезны и тому,
кто их ведет, и тому, кто слушает. Быть
правдивым не значит во всех случаях, в
глаза или за глаза "резать правду-матку":
не всякая правда полезна, об ином
следует и умолчать, особенно если правда
касается других. -
Не злословь никого,
- настаивал Мухаммед.
- И если кто-нибудь станет злословить
тебя и выставлять на вид пороки, которые
он знает в тебе, не разоблачай пороков,
какие ты знаешь в нем. Недостойно
позорить чью-либо честь;
недостойно проклинать кого-либо;
недостойно всякое пустословие. - Тот у кого
нет чистого сердца и языка,
удерживающегося от пустословия, -
заявлял он, - не может быть верующим. По словам
Мухаммеда, которые подкреплены
свидетельствами его современников, он
проводил в молитве треть или даже
половину ночи, и это не считая дневных
молитв. Отсюда можно заключить, что
молитва для него была едва ли не главным
средством того очищения и сближения со
сверхчувственным, иллюзорным миром, к
которому он стремился. Указание
Мухаммеда, что "молитва - это
соединение верующего с Богом
возвышением духа", и его же
неоднократные свидетельства о высшем
наслаждении, которое приносила ему молитва,
означают, что после определенной, может
быть, многолетней тренировки ему
удалось вызывать в себе молитвами
отчетливое ощущение реальности бытия
Бога, которое сопровождалось острым
субъективным чувством радости, счастья
и гармонии. Но
этим отнюдь не исчерпывалось значение
молитвенных обращений к Богу. Главным
осталось все же именно "очистительное"
значение молитв как мощного средства
самовнушения и самогипноза,
уникального способа воздействовать на
те убеждения и представления, которые не
основаны на логическом мышлении и опыте.
Большей частью эти убеждения
усваиваются человеком в самом раннем
детстве на веру. А потом, когда ребенок
подрастет, его рассудок не всегда
способен "вычеркнуть" или "переписать"
заново прочно врезанные в подсознание
моральные и нравственные аксиомы. И
трудность здесь заключается в том, что
воспринятое на веру и воспринятое с
участием рассудка хранятся в разных
сферах сознания и хотя взаимодействуют
друг с другом, однако никогда друг с
другом не сливаются и не смешиваются. Попытка
только при помощи рассудка изменить
привитое с детства представление была
психологически совершенно достоверно
проанализирована Достоевским в романе
"Преступление и наказание". Родион
Раскольников логически безукоризненно
доказывал себе сам, что уничтожить
старуху-процентщицу, мерзкое и отвратительное
существо, кровопийцу, приносящую всем
только зло и страдание, - хорошо. Коли же
накопленные ею деньги употребить на
светлое и благородное дело, на пользу
всему человечеству, то последние
сомнения должны исчезнуть, и убийство её
и ограбление с точки зрения разума
становятся поистине героическим и
самоотверженным поступком. И Родион
Раскольников убил старуху-процентщицу.
Убил и превратил свою жизнь в ад, так как
нарушил принятую на веру с самого
детства заповедь "на убий!", и сразу
же в глубинах его подсознания вспыхнул
сигнал страшной опасности. И уже никакие
доводы рассудка не могли потушить этот
сигнал, он заглушал все и делал жизнь
невыносимой. Оставалось
помешательство или самоубийство, или
спасение под защиту логически
бессмысленной, возмутительной и ложной
с точки зрения разума аксиомы, также
принятой с самого детства на веру: "вина
искупается наказанием". Раскольников
выбрал последнее и пошел доносить на
себя, предпочитая жизнь на каторге тому,
что даже нельзя и назвать жизнью.
Поставленный им опыт изменения
внутреннего нравственного закона не
удался. В
принципиально сходной ситуации
находился и Мухаммед, когда его
религиозные представления потребовали
внесения крупных поправок в
нравственную и моральную области.
Многие заповеди, усвоенные с детства
как священные и непреложные, нужно было
полностью и бесследно стереть, а вместо
них вписать новые формулы и аксиомы, по
возможности вписать столь же прочно и,
главное, в ту же самую сферу сознания,
где хранится информация, принятая на
веру. Такую задачу можно было успешно
решить только самовнушением -
подкрепленным или даже неподкрепленным
доводами рассудка. Самовнушение
осуществлялось в форме молитвы -
словесных обращений к Богу - объекту,
наделенному безграничной властью и
могуществом. Слова
молитвы, с которыми Мухаммед обращался к
Богу, по своему воздействию на психику
были формулами самовнушения:" Буду
любить Бога! Буду совершать поступки
заслуживающие его любви! Сделаю свое
сердце невинным, а язык правдивым! Буду
избегать порока! Буду тверд в вере и
приобрету милость в глазах Бога!" Излюбленным
местом молитв и размышлений Мухаммеда
была расположенная в нескольких часах
ходьбы от Мекки гора Хира - собственно,
даже не гора, а пустынный каменистый
холм, почти ничем не выделяющийся среди
других холмов, окружавших город. Район был
пустынный, дикий и настолько бесплодный,
что даже пастухи не гоняли туда свои
стада и не нарушали уединенность Хиры.
Не пролегали поблизости также
караванные дороги и тропы, а стало быть,
и случайные прохожие не могли помешать.
С вершины Хиры Мекка была не видна, и шум
города сюда не доносился. Во все
стороны, куда не кинешь взор,
возвышались однообразные и довольно
мрачные холмы с каменистыми вершинами
и скалами, проступающими по склонам,
окрашенные, с зависимости от освещения,
в серые, черные или фиолетовые тона. Сюда,
захватив с собой мех с водой и немного
еды, любил уходить Мухаммед на
несколько дней, чтобы в полном одиночестве
"очищаться". Спал он, завернувшись в
плащ прямо на земле, а в непогоду
укрывался пещере, расположенной на
склоне Хиры. Изредка его сопровождала
верная Хадиджа. Здесь же он помногу
часов молился: стоя, устремив взгляд в
одну точку, многократно громовым
голосом повторяя одни и те же
молитвенные формулы, через равные
промежутки времени творя поясные и земные
поклоны. Изо дня в
день и из месяца в месяц обращался
Мухаммед ко всем известным и доступным
для него методам очищения, то чередуя
эти занятия с повседневными делами, то
удаляется на гору Хира, чтобы всецело и
без помех предаться размышлениям, молитвам
и созерцанию. Надежда достичь
поставленной цели то ярко вспыхивала в
нем, то почти исчезала, и тогда его
охватывала такая невыносимая тоска, что
он не раз был близок к самоубийству. В
минуты душевного кризиса к нему
неизменно приходила на помощь Хадиджа,
искренне увлеченная его поисками,
сочувствующая им, любящая и верящая
прежде всего в него, Мухаммеда, в его
чистоту и благородство, в его
способность преодолеть все трудности. И кризисы
благополучно проходили, и опять
Мухаммед методично и настойчиво
продолжал очищать себя от всякой
скверны. Так прошел
год, а затем второй - без видимого
результата. Лишь в конце третьего года
почти непрерывных религиозных исканий
его труды увенчались успехом и перед ним
на мгновение приоткрылось окно в
сверхчувственный мир. ПЕРВОЕ
ОТКРОВЕНИЕ Великая
ночь месяца рамадана. Некто является
Мухаммеду. Сомнения Мухаммеда и вера
Хадиджи. Как Хадиджа удостоверилась, что
таинственный пришелец - ангел. Первые
строки Корана. Представления Мухаммеда
о едином Боге. Месяц
рамадан (рамазан) 920 года эры Селеквидов,
что соответствует 610 году принятого нами
летосчисления, Мухаммед проводил как
обычно, в полюбившемся ему одиночестве
на горе Хира, лишь изредка возвращаясь в
Мекку, чтобы запастись водой и пищей. День за
днем и ночь за ночью проходили в
молитвах, размышлениях и созерцании, не
приносивших ничего нового и неожиданного,
пока не наступила ночь 24 числа месяца
рамадана. Мухаммед спал в пещере на
склоне горы Хира, когда к нему явился
Некто в человеческом облике.
И
явившийся сказал:
Мухаммед
покорно повторил эти слова, и пришелец
наконец удалился. -
Очнулся я от своего сна, -
рассказывал Мухаммед, - и почувствовал,
что всё слышанное мною как будто
написано в моем сердце. ...Много раз
рассказывал Мухаммед об этом замечательном
событии своей жизни и, конечно, не всегда
рассказывал одними и теми же словами. И
слушатели Мухаммеда, как не старались,
не могли совершенно точно, слово в слово
воспроизвести слышанное ими. В
результате, когда пришло время занести
рассказ самого Мухаммеда а бумагу,
записать и тем самым увековечить для
потомков, биографы великого пророка
столкнулись со многими версиями - один
передавал слова Мухаммеда так, а другой
несколько иначе. Но все рассказы
современников, отличающиеся
некоторыми деталями и подробностями,
совпадают в главном: не когда-нибудь, а
именно в одну из ночей месяца рамадана 610
года, сорокалетнему Мухаммеду на горе
Хира впервые явился Некто могучий и
страшный и приказал ему читать неведомо
кем написанный свиток, а когда Мухаммед
отказался, сам прочел ему пять строк из
этого свитка и приказал повторить их; и
строки эти врезались в сердце Мухаммеда. Повеление
явившегося, которое мы переводим словом
"Читай!", по-арабски имеет не такой
однозначный смысл. Это одновременно и
читай, и читай наизусть, и провозглашай,
и даже говори, произноси. Приказание же,
предполагающее грамотность того, к
кому оно обращено, содержалось лишь в
очень немногих рассказах, по-видимому,
самых ранних по времени. И эти рассказы
заставляют некоторых ученых
сомневаться , был ли Мухаммед
неграмотным... Таково
было первое откровение, сошедшее на
Мухаммеда с небес, и Мухаммед тем самым
становился пророком, но сам он об этом
еще не знал. Он был напуган и подавлен
случившимся и, покинув свою пещеру,
бросился домой, к верной Хадидже. Войдя
в дом, Мухаммед дрожа прижался к Хадидже
и воскликнул: - Горе мне! Я
поэт или одержимый! - и рассказал жене
обо всем. И Хадиджа как умела стала утешать его. Она убеждала Мухаммеда, что он не поэт и не одержимый; совершенно немыслимо, чтобы им овладели злобные духи - эти демоны овладевают порочными, а он, Мухаммед, добр и справедлив к своей семье, он честен и правдив, он кормит бедняков и щедро раздает милостыню; если во всей Мекке есть хотя бы один праведник, так это он, Мухаммед; Хадиджа готова в этом поклясться перед Богом, в чьих руках находится её душа. Вскоре к обсуждению происшествия на горе Хира привлекли и Вараку, двоюродного брата Хадиджи. Варака, трудившийся в это время над переводом Пятикнижия Моисеева на арабский язык, высказал убеждение, что на Мухаммеда сошел тот самый Номос, который некогда являлся пророку Моисею - некая духовная ипостась единого Бога, нечто вроде Святого Духа христианского вероучения. Хадиджа и Варака приободрили Мухаммеда, но полностью его не убедили, и беспокойство продолжало владеть им. А вопрос ведь действительно был нешуточный: кто же, собственно, явился к нему в пещере - Бог, какой-нибудь ангел, посланец Бога или дьявол? Объяснение случившегося, так сказать, естественными причинами, некоторым болезненным состоянием, своего рода галлюцинацией Мухаммеду представлялось абсурдным. Если Бог или его посланец, тогда это победа, торжество, то, к чему Мухаммед стремился неуклонно все последние годы, то, чего он добивался, занимаясь всесторонним очищением. Если же это дьявол, тогда это - ужасное крушение всех надежд, полный провал многолетних упований. И самое страшное - неведение. Принять посланца Бога за дьявола, а значит и пренебречь всем увиденным и услышанным - погибельный и непростительный грех, обрекающий душу на вечные мучения в аду. Принять дьявола за посланца Бога, молиться словами, подсказанными дьяволом, и идти по указанной им дороге - ещё хуже. Дни и ночи не покидали Мухаммеда мучительная неуверенность и тревога. Идея, что сам Бог явился ему в пещере, по зрелом размышлении была им в конце концов отвергнута как явно противоречащая сложившимся у Мухаммеда представлениям о природе и сущности Бога. Бог, вездесущий, бесконечный в пространстве и времени, был настолько велик и несоизмерим с человеком, что видеть его немыслимо. Ведь если Бога можно видеть, то можно и изобразить, и было бы отнюдь не предосудительно поклоняться такому изображению. От идеи, что Бога можно видеть, как ведущей к идолопоклонничеству, Мухаммед отказался. Оставалось выбрать - ангел или дьявол. Решить это нужно было во что бы то ни стало и безотлагательно, ибо Некто, посетивший Мухаммеда в пещере во время сна, отнюдь не собирался оставлять его в покое. Хадиджу,
которой Мухаммед, как всегда, обо всем
рассказывал, эти ночные визиты
встревожили, и она уговорила Мухаммеда
разбудить её, когда ангел или посланец
сатаны вновь пожалует в их комнату.
Дело в том, что у мудрой Хадиджи созрел
некий план, который мог не только
разрешить в какой-то мере сомнения
Мухаммеда о природе таинственного
вестника, но и дать ответ на волнующий её,
Хадиджу, вопрос о том, что же, собственно,
происходит с Мухаммедом. Не следует
забывать, что эта достойная женщина, с
полным основанием почитаемая как мать
верующих, сама не обладала никакими
сверхчувственными наклонностями и по заботливому
простодушию ещё много лет назад, когда у
Мухаммеда появились первые необычные
приступы, предлагала обратиться ему к
врачу или заклинателям. И вот,
когда в следующий раз ночной гость вновь
пришел в их спальню, Мухаммед тотчас
разбудил Хадиджу.
Действительно,
для неё, Хадиджи, ангельская природа пришельца
из потустороннего мира не вызывала
больше сомнений -только для
целомудренного ангела, этого дитя света,
невозможно было оставаться в комнате
после её бесстыдного поступка. Дьявол бы
и не подумал удалиться при виде её
наготы. Для
Мухаммеда, конечно, проблема так просто
не решалась, и только через много
месяцев путем молитвы и религиозных
размышлений он пришел к тому же выводу,
что и Хадиджа, - не дьявол, а ангел
является ему в видениях и слова, которые
он произносит, есть слова самого Бога,
обращенные лично к нему, Мухаммеду.
Окончательно убедили его в этом
последовавшие вскоре новые откровения,
а также вестник из потустороннего мира,
который не то три, не то четыре раза, в
минуты самого крайнего отчаяния
Мухаммеда, представал перед ним в
человеческом облике, чтобы произнести
только одну неизменную фразу: -
Мухаммед! Ты - пророк Бога, а я - Джибрил! И каждый
раз Мухаммеда при виде Джибрила (Гавриила)
охватывал ужас. Может быть, поэтому в
дальнейшем откровения уже обычно не
сопровождались видениями. Пять
коротких строк, продиктованных
Мухаммеду на склоне Хиры в одну из
ночей месяца рамадана (эта ночь в
дальнейшем получила название Ночи
Свершения, или Ночи Могущества), содержали
важнейшие сведения о сущности Бога и его
отношения к человеку. Бог в них
определен как всемогущий творец, ни на
секунду не покидающий мир в своей
творческой заботе - он созидает непрерывно
и непрерывно являет чудесную,
сверхъестественную способность
созидать самое сложное и совершенное
существо на земле - человека. Также по
воле Бога и предуказанным им способом
возникают ежесекундно на земле все
растения и животные. Мир сверхчувственный
пронизывает весь реальный мир, и только
поэтому реальный мир может существовать,
а следовательно, хочет того человек или
нет, вся его жизнь протекает в Боге, даже
если человек мыслит себя вне
зависимости от Бога, неподчиненным и
неподвластным ему. От Бога
зависит не только, так сказать,
биологическое существование человека.
В откровении говорится, что щедрейший
Бог научил человека тому, чего тот не
знал, "каламом" - умению владеть
тростниковой палочкой для письма,
которой пользовались арабы. Отсюда
следует, что Бог является основным
источником знания для человека и это
знание нисходит к человеку в виде Те самые
идеи, из которых исходил Мухаммед с
самого начала своих религиозных
исканий и подвижничества, чудесным образом
возвратились к нему. Для Мухаммеда это
означало полное подтверждение
правильности избранного им пути, почти
полное (и, несомненно, чудесное)
совпадение хода его мыслей и его интуиция
с божественным промыслом. Это должно
было вдохновлять Мухаммеда и наполнять
чувством законной гордости, ощущением
могущества, проистекающим из того, что
его воля находится в согласии с волей
Бога; и во всех случаях, когда его,
Мухаммеда, воля совпадает с волей Бога,
произнесенное им "Да будет!" одновременно
является и произнесенным самим Богом, и
никакая действительность не сможет
устоять перед этим "Да будет!". Он
скажет "Да будет!" - и будет именно
так. Но только в случае совпадения воли
его и Бога - и не в каких других. Во время
первого откровения Джибрил не зря
явился спящему Мухаммеду с покрытым
неведомыми письменами свитком,
невыносимую тяжесть которого Мухаммед
столь явно ощутил на своей груди. По-видимому,
уже задолго до начала пророческой
деятельности у Мухаммеда сложилось
достаточно четкое представление о
некоей божественной книге. Книге с
большой буквы, Книге, хранящейся на
небесах и содержащей самые сокровенные
познания, необходимые человеку. Это
написанный самим Богом, всемогущим
Аллахом, Коран, что в переводе означает
"Чтение". Коран, предназначенный
исключительно для арабов. Другие народы
уже получили от Бога свои священные
книги - их ниспослал Бог во множестве,
арабам же священная книга посылалась
впервые, и чтобы облегчить её понимание,
она посылалась на чистом арабском
языке, словами ясными, смысл которых
доступен каждому, чьё сердце не
извращено. В
священную Ночь Свершения, или Ночь
Могущества, именно отрывок из небесного
Корана Джибрил сообщил Мухаммеду, и тем
самым было положено начало Корану
земному - точной копии небесного
подлинника. У
Мухаммеда не было никаких сомнений, что
лично он не имеет никакого отношения к
авторству Корана. Сама форма сообщений
из потустороннего мира убеждала его в
этом. Во время первого откровения
отрывок из Корана ему поведал ангел
Джибрил, который и впоследствии нередко
навещал его с той же целью. Общаться с
пророками и сразу или по частям
передавать им точный текст небесных
книг, написанных самим Богом, было, так
сказать, специальностью Джибрила чуть
ли не с сотворения мира. Как было
подсчитано в дальнейшем, ангел Джибрил 12
раз являлся Адаму, 4 раза - Еноху, 42 раза
- Ибрахиму, 400 раз • Мусе (Моисею), 10 раз
Исе(Иисусу) и 24 000 раз - Мухаммеду. Впрочем,
по одной из версий, во время первого
откровения и в течение трех последующих
Мухаммед непосредственно общался не с
Джибрилом, а с другим ангелом - Исрафилом.
Джибрил же стал являться ему позднее.
Многие другие отрывки из Корана Мухаммед
получил также во сне, но во сне, не
сопровождавшемся какими-либо
видениями. Мухаммед слышал только голос,
который диктовал ему очередной отрывок,
поражавший его мудростью и
совершенством художественной формы.
Иногда при этом Мухаммед чувствовал во
сне, что кто-то кладет ему руку на плечо -
то ли ангел Джибрил, то ли сам всемогущий
Аллах. Когда же он просыпался, все
слышанное немедленно всплывало в его
памяти и запоминалось так прочно, как
будто слова были начертаны прямо в его
сердце. Во время
бодрствования Мухаммед физически
ощущал приближение откровения - все тело
его начинало дрожать, лицо покрывалось
крупными каплями холодного пота, голова
тяжелела, сознание выключалось. Иногда
во время такого приступа, по словам
современников и очевидцев, он "ревел,
как молодой верблюд". Нередко
Мухаммед, чувствую, что на него
надвигается божественное вдохновение,
предусмотрительно ложился на землю, с
головой завернувшись в плащ. Очень часто,
однако, откровения никакими обмороками
не сопровождались, в его поведении почти
ничего не менялось, и только для
внимательного наблюдателя со стороны
становилось очевидно, что на Мухаммеда
"находит". Сознание Мухаммед не
терял и мог подробно описать свои
переживания во время откровения. По его
словам, приближение откровения
возвещалось звоном в ушах, похожем на
звон колокольчиков. Звон продолжался в
течении всего откровения, и Мухаммед в
это время не слышал никаких слов. Лишь
когда звон прекращался, для него
становилось понятным сообщение,
переданное ангелом. Характерно, что во
время откровения сознание как бы
устранялось, и Мухаммед не ощущал ни
малейшей связи между деятельностью
своего ума и содержанием откровений.
Для Мухаммеда они являлись полной неожиданностью,
и он готов был поклясться, что никогда
даже не делал попыток сочинить что-либо
подобное, что все отрывки из Корана он
сам слышит впервые. В этом он был убежден
совершенно искренне и убежден абсолютно:
автор Корана - Бог, а он, Мухаммед, -
только лицо, пассивно воспринимающее
слова Бога. Нас не
должна особенно смущать несколько
необычная форма творческого процесса
Мухаммеда, когда сочиненные им стихи
выступают из глубин подсознания и
поражают их творца своей неожиданностью
и загадочностью происхождения. Людей,
наделенных повышенной способностью к
творчеству в какой-либо области, мы
называем талантливыми или гениальными,
просто при помощи этих слов подчеркивая
разницу между способностью к творчеству
и другим качествам человеческого
рассудка - умом, памятью, эрудицией.
Творческий процесс и сейчас настолько
остается загадочным, что умные и глубоко
эрудированные знатоки поэзии, которые
прекрасно знают технику стихосложения,
тонко чувствуют поэзию и уверенно
берутся отличить плохие стихи от
хороших, и к тому же наделены редко
встречающимся безошибочным знанием, о
чем и как надо писать, тем не менее, увы,
сами, как правило, не способны
написать хотя бы малюсенького
приличного стишка; все, что они пишут,
демонстрирует полное и абсолютное
отсутствие поэтической одаренности,
совершенное и, надо сказать, даже удивительное
непонимание творческого процесса. Справедливость
требует отметить, что и безусловно
талантливые люди в разных областях
художественного и научного творчества,
в том числе и те, кого мы по праву
называем гениальными, тоже не знают, как
это получается, что они могут, а другие
не могут, в чем секрет подобной
несправедливости, как превратить
творчески бесплодного человека (конечно,
бесплодного в определенной области) в
человека одаренного. Очевидная
неясность для сознания закономерностей
творческого процесса наглядно проявляется
даже в тех словах, которые мы
употребляем, когда речь заходит о
таланте и гениальности. Например, мы
говорим о творческой одаренности, как
будто человек не сам развил в себе
определенные способности, а получил их
в виде подарка, дара - кто-то наделил его
талантом и гениальностью, а он, человек,
лишь пассивно принял этот подарок
судьбы, бережно сохранил его и не только
сохранил, но и развил, выпестовал,
взлелеял, одним словом, не стал
закапывать его в землю, растрачивать на
пустяки. В
творчестве Мухаммеда разрыв между "сознающим
себя сознанием" и подсознанием достиг
предела. Он действительно не "сочинял"
Коран, так же как мы не сочиняем свои сны.
Но мы убеждены, что сны - творчество
нашего собственного мозга, а Мухаммед,
напротив, был убежден, что и сны
посылаются оттуда, из потустороннего
мира. У
Мухаммеда было четкое понятие единого
Бога, Аллаха, причем более единого, если
можно так выразиться, чем Бог христиан с
его ипостасями, навеянными, видимо,
греко-римской философией. Из этого
представления о едином Боге Мухаммед
последовательно изгонял любые черты
какого-либо сходства с человеком и тем
самым очищал идею о едином Боге от всех и
всяческих следов идолопоклонничества.
Мысль о том, что Бог сотворил человека
по образу своему и подобию, была
решительно отвергнута Мухаммедом как
несовместимая с истинной природой Бога
и унизительная для божественного
достоинства. На самом деле, по убеждению
Мухаммеда, Бог не имеет ничего общего с
человеком; Бог безграничен в
пространстве и времени, так же
безграничен в своих творческих актах;
он создал и бесчисленное множество
миров, и бесчисленное множество
наделенных разумом существ, одним и лишь
одним из которых является человек.
Отсюда всякие претензии человека на
исключительное место в мироздании и на
исключительное внимание со стороны
Бога должны быть отклонены как
смехотворные. Созданием
бесчисленного множества миров и
бесчисленного множества наделенных
разумом существ Бог как бы порывал со
своей унизительной зависимостью от
человека, от того, как человек ведет
себя, поклоняется ли ему или отвергает
его. Связь человека с Богом становится
односторонней - человек зависит от Бога,
а Бог нисколько не зависит от человека;
своим поведением, своими поступками и
словами человек не может никакого
влияния на Бога - ни рассердить Бога, ни
обидеть, ни вызвать у Бога желания отомстить.
Все человеческие черты которыми
наделили Бога иудаизм и христианство, да
и другие монотеистические религии, были
решительно отброшены, ничего похожего
на Бога, ревнующего к поступкам и
мыслям человека, у Мухаммеда найти
нельзя. Оставались
лишь доброта, милосердие и
справедливость Бога, как качества,
изначально присущие божественной
природе, что и позволяет человеку,
следующему божественным предписаниям,
заслужить сносную жизнь на земле и
счастливое бессмертие на небесах.
Представление о бессмертии на небесах,
загробной жизни логически вытекало,
между прочим, и из идеи божественного
всемогущества, неуничтожимости того,
что создал Бог. Представление
о всемогуществе неизбежно приводит к выводу
об абсолютной свободе воли Бога,
решительно ничем не ограниченной, в том
числе неограниченной никакими
этическими нормами. В этом отношении Бог
совершенно безнравственен, точнее, он
выше всякой нравственности. Если бы
различие между хорошо и плохо, между
добром и злом можно было найти вне Бога,
то это значило бы, что Бог недостаточно
всемогущ, не обладает всей полнотой
свободы и сам в некотором смысле
подчинен какому-то высшему
нравственному принципу, а это уже
очевидная нелепость. Отсюда неизбежный
и закономерный отказ Мухаммеда
обосновать различия между добром и злом
какими-либо иными соображениями, кроме
божественной воли. Хорошо то, что предписано
Богом, плохо то, что запрещено Богом, и
если завтра Бог переменит свое решение,
хорошее тотчас же сделается плохим, и
наоборот, ибо не является само по себе
хорошим или само по себе плохим, для Бога
нет ни добра, ни зла, и всякий, кто думает
иначе, вольно или невольно выходит за
пределы веры в единого, а потому и
абсолютно всемогущего Бога. Бог добр и
милосерден не потому, что он должен,
обязан быть непременно добрым и
милосердным, доброта и милосердие
просто изначальные и произвольные свойства,
вытекающие из отношения творца к
сотворенному им миру; можно сказать, что
бог добр и милосерден только потому, что
захотел быть именно таким, или потому,
что только он один и есть единственное
Добро и единственное Милосердие в мире. В этом
отношении Мухаммед, несомненно, пошел
дальше иудаизма и христианства, в
которых, как отголосок язычества, Богу
приписываются не только вполне
человеческие чувства, но и божественное
всемогущество в заметной степени
ограничивается необходимостью
следовать определенной логике
поведения, быть хоть сколько-нибудь
последовательным. Тем самым проблема
добра и зла получила у Мухаммеда
радикальное и однозначное решение -
конечно, решение в рамках монотеизма... Но если
заранее предусмотрен не только каждый
поступок, но и каждое тайное движение
души человека, если задолго до его
появления на свет уже известны все
мельчайшие события его жизни и все
свойства его характера, то у человека
нет ни малейшей возможности активного
и произвольного выбора. Злодей не несет
никакой ответственности за те
злодеяния, которые ему суждено и
предписано совершить в течении жизни, а
добрые деяния праведника не могут
рассматриваться как его заслуга, потому
что опять-таки уже заранее было
предусмотрено, что именно он, а не кто-нибудь
другой столкнется в своей жизни с такими-то
и такими-то обстоятельствами и в этих
обстоятельствах будет вести себя так-то
и так-то. Разрешить
это противоречие между всемогуществом
Бога и свободой воли, а стало быть, и
ответственностью за свои поступки
каждого отдельного человека в рамках
религии вообще невозможно, так как
нельзя ни умалить божественное
всемогущество, ни лишить человека
полностью свободы воли. Поэтому и
Мухаммед вместо строго
последовательного решения проблемы (раз
все совершается по воле Бога, человек
лишен свободы выбора и не за что не
отвечает) дал решение продиктованное
исключительно практическими
соображениями, - хотя все совершается
только по воле Бога и судьба каждого
человека в самых мельчайших деталях
предопределена миллионы лет тому назад,
тем не менее человек отвечает за каждый
свой поступок так, как если бы он обладал
полной свободой воли. Противоречие
между абсолютным фатализмом и ответственностью
человека за свое поведение является
противоречием только с точки зрения
атеиста или человека, не наделенного
полнотой веры. Для верующего же между
предопределением и свободой воли нет и
не может быть никакого противоречия, так
как Бог потому и всемогущ, что наделен
полной свободой, в том числе и свободой
от всякой логики, он не обязан быть
непротиворечивым, и само понятие "противоречие"
к нему совершено неприложимо. Всякие
вопросы типа "Почему?" и "Как же
так?" абсолютно неуместны и абсурдны;
для человека остается лишь вопрос "Что
же из этого следует?" - а следует то,
что человек должен стремиться к добру и
избегать зла, потому что такова воля
Бога, и не забывать, что за каждый свой
поступок и каждое движение души он будет
судим по всей строгости, без всяких
скидок на предопределение, так, как
будто в любой жизненной ситуации от него
и только от него зависит выбор
поведения. Всякая
развитая религия представляет собой
сложную систему взаимосвязанных идей и
понятий, не говоря уже о такой её важной
стороне, как обрядность. В основе этой
системы лежит понятие о Боге, и от того
или иного понимания Бога зависят все остальные
существенные стороны религии. Мухаммед
подверг дальнейшей разработке идею
единого Бога до её теоретического предела,
за которым уже, собственно, кончается
религия и начинается философия
объективного идеализма; во всяком
случае, никому после Мухаммеда не
удалось разработать религиозную
систему на основе еще более "высокого"
представления о Боге, и можно думать,
что подобная задача едва ли разрешима. Откровение, полученное на горе Хира в одну из ночей месяца рамадана в 610 году, окончательно убедило Мухаммеда в правильности сложившихся у него религиозных представлений; он, если можно так выразиться, уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. И естественно, что Мухаммед почти сразу же приступил к пропаганде созданной им религиозной системы.
|